В последние годы, в связи с развитием новых мультимедиа технологий, значительно возросла активность историков разных стран, использующих персональные компьютеры в учебном процессе на всех уровнях. Компьютер все чаще рассматривается как помощник преподавателя, пытающегося активизировать и индивидуализировать процесс обучения, повысить эффективность контроля знаний.

Быстрому распространению указанных тенденций процесса информатизации исторических исследований способствует и «электронная почта», которая связывает значительную часть историков, работающих с компьютером. Возможности электронных коммуникаций в сфере науки и образования резко возросли в последние годы, когда историки получили доступ к глобальной сети Internet с ее огромными информационными ресурсами.

Этот процесс привел к созданию в 1896 г. Международной ассоциации “History and Computing” (АНС), которая координирует деятельность историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии. С. 1992 г. в состав АНС входит ассоциация «История и компьютер» (АИК), объединяющая специалистов по исторической информатике стран СНГ.

Термин историческая информатика, впервые прозвучавший на русском языке в начале 1990-х годов (Бородкин Л.И. Историческая информатика: горизонты 90-х годов // Информационный бюллетень Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории РАН. 1992. №4. С. 2.), в других языках появился несколькими годами раньше, в связи с возникновением национальных и региональных «ветвей» Международной ассоциации “History and Computing” (их число сейчас превышает 20). В большинстве случаев термину «компьютинг» не нашлось адекватного аналога в других языках; более естественным оказалось дать названия этим ассоциациям, исходя из сочетания слов «история» и «информатика».

Отметим, однако, что развитие исторической информатики вплоть до 1992 г. шло у нас "параллельным курсом", почти не пересекаясь с развитием этого направления за рубежом. Три конференции и школы-семинара по новым методам исторических исследований, состоявшихся в 1991 г. в Подмосковье, на Украине и в Белоруссии, выявили определенный застой в развитии нового исследовательского инструментария и информационных технологий анализа источников.

Между тем специалисты по исторической информатике ряда стран Западной Европы уже к середине 80-х годов пришли к выводу о необходимости институализации международного научного сообщества, складывающегося в этом активно развивающемся направлении исследований. Сегодня Международная ассоциация "History & Computing" одна из самых представительных профессиональных ассоциаций историков и, без сомнения, самая активная из них. С 1986 г. АНС проводит ежегодные международные конгрессы, в которых участвуют сотни специалистов из разных стран, публикует объемистые тома трудов этих конгрессов (а накануне этих крупных форумов проводит серию небольших проблемно-ориентированных рабочих семинаров), инициирует совместные исследовательские проекты и разработку специализированного источника-ориентированного программного обеспечения, участвует в организации летних школ по данной проблематике, отрабатывает оптимальную модель курса исторической информатики и т.д. Отметим один из результатов этой деятельности АНС: в ряде университетов Западной Европы на исторических факультетах введена специализация по профилю "History Computing", дающая возможность получить магистерский или даже докторский диплом по этой специальности. С 1989 г. АНС выпускает (сначала в Оксфорде, а затем в Эдинбурге) международный журнал "History and Computing".

Однако в этой активной профессиональной деятельности специалисты из стран Восточной Европы практически не участвовали. Ситуация начала изменяться с января 1992 г., когда АНС организовала международный симпозиум по координации исследовательской деятельности в области исторической информатики в странах Западной и Восточной Европы, который состоялся в Зальцбурге (Австрия). Участники симпозиума, прибывшие в Зальцбург из 11 европейских стран, обсудили современное состояние исторической информатики, наметили основные направления международного сотрудничества в этой динамично развивающейся области исследований.

Результаты этой международной встречи не замедлили сказаться. Уже к лету 1992 г. в ряде стран Восточной Европы были созданы ассоциации "History & Computing". В июне того же года в Ужгороде состоялся международный семинар "Новые компьютерные технологии в исторических исследованиях и образовании", который был организован Историческим факультетом МГУ (представленным лабораторией исторической информатики) и Закарпатской ассоциацией молодых историков при поддержке АНС. Ужгородский семинар собрал специалистов по исторической информатике из 13 стран. Впервые ученые Восточной и Западной Европы обменялись опытом своих разработок в области исторической информатики.

Уже в октябре 1992 г. только что учрежденная Ассоциация "История и компьютер" (АИК) и Исторический факультет МГУ при активной поддержке АНС организовали первую в Восточной Европе международную осеннюю школу "Историческая информатика: Европейская модель". Опыт оказался успешным, и в 1995 г. Школа в МГУ состоялась уже в четвертый раз, став заметным событием научной жизни. Занятия школы проводятся лучшими специалистами из университетов Западной Европы. За эти годы более 200 студентов, аспирантов и молодых ученых из России и ряда стран СНГ получили сертификаты об успешном окончании московской Школы.

Важной составляющей научной жизни сообщества специалистов по исторической информатике стали ежегодные конференции АИК, проходящие весной в Подмосковье (в марте 1996 г. состоялась IV конференция АИК). Публикации трудов этих конференций дают представление о тенденциях развития исторической информатики в странах СНГ.

Разумеется, из сказанного выше не следует, что основные проблемы развития исторической информатики решены. Укажем здесь лишь некоторые из них.

1. Преподавание дисциплин, связанных с применением новых методов в исторических исследованиях, ведется в той или иной форме лишь в 10-12 университетах России (общее число которых более 40). Причин тому несколько, и прежде всего нехватка компьютеров и специалистов (это связанные проблемы). Компьютеры по-прежнему труднодоступны гуманитарным факультетам в виду их относительно высокой стоимости, сравнимой с полугодовой зарплатой профессора.

2. Отсутствие специализации по данному профилю (как на уровне дипломных, так и на уровне диссертационных работ), что ограничивает возможности подготовки специалистов.

3. Отсутствие полноценного журнала, ориентированного на проблематику квантитативной истории и исторической информатики (подобного, например, журналу общества QUANTUM).

Решение этих проблем позволит существенно повысить уровень исследований по исторической информатике в нашей стране.

Как уже отмечалось выше, историческая информатика в нашей стране (как, вероятно, и в других странах) сформировалась "в недрах" квантитативной истории. Повышение внимания в последние 5-10 лет к базам данных, компьютерным технологиям анализа исторических источников породило опасения, неоднократно высказывавшиеся в дискуссиях историков-клиометристов, в том, что этот процесс приведет к переключению интеллекта на чисто прагматические цели, а методический арсенал низведет к стандартным пакетам программ. Предрекались удручающие последствия резкое сокращение числа работ, в которых предлагались бы оригинальные решения исследовательских проблем с помощью новых методик, падение уровня содержательных результатов квантитативной истории.

Эти соображения слишком серьезны, чтобы не попытаться разобраться в отношениях, складывающихся между квантитативной историей и исторической информатикой.

К середине 80-х годов тенденции развития квантитативной истории сделали очевидными следующие обстоятельства:

  • большинство статистических методов (включая наиболее сложные) историками-клиометристами освоены, и дальнейшее расширение их методических средств требует "глубокого бурения";
  • практически весь арсенал математической статистики реализован в стандартных статистических пакетах, и при наличии персонального компьютера историк-исследователь в принципе может обрабатывать свои данные самостоятельно, без посредника- программиста;

     

  • повышение требований к уровню аргументации результатов исторического исследования акцентирует вопрос о корректности использования данных источника;
  • при работе с достаточно однородными массовыми данными естественным образом встают вопросы их хранения в машиночитаемой форме, поиска релевантной информации;
  • стремительный рост числа баз данных неизбежно ставит вопросы их стандартизации, систематизации, распространения, устранения возможного дублирования; эти вопросы должны решаться в рамках соответствующих банков данных;
  • существующие стандартные пакеты программ пригодны для хранения, поиска и анализа далеко не всех исторических источников; есть немало источников, обладающих спецификой, которая не могла быть учтена создателями стандартных пакетов; "микрокомпьютерная революция" открыла возможности для использования историками новых информационных технологий, не связанных с вычислениями и обработкой статистических данных: оптический ввод текста в память ПК с помощью сканера, компьютерное картографирование и анализ изображений, использование систем искусственного интеллекта и т.д.

Этот список можно было бы продолжить, но и в таком виде он убедительно показывает необходимость определенной перегруппировки сил в области квантитативной истории, формирования группы специалистов, способных принять вызов со стороны новых реалий развивающегося исследовательского процесса. Такая перегруппировка отнюдь не означает, что эти специалисты "уходят" из квантитативной истории; в их работе появляется новый акцент, а те усовершенствованные инструменты, которые они доводят до кондиции, как раз и ориентированы прежде всего на потребности историков-клиометристов. Отметим, однако, что функции исторической информатики как "поставщика" новых компьютерных методов и технологий не замыкаются исключительно на квантитативной истории; так, разработка и внедрение новых методик ввода и анализа на компьютере изобразительных или нарративных источников может быть не связана с применением количественных методов.

Хотя любое сравнение "хромает", в данном случае кажется уместным провести сравнение с ситуацией в физике (и других науках, связанных с экспериментом, измерением, анализом эмпирических данных). В этих науках "прорыв" часто достигается за счет создания новых измеряющих приборов, новой, более тонкой и сложной техники эксперимента. Так, электронный микроскоп позволил сделать целый ряд открытий в физике, биологии и других науках. Разработка новых инструментов и методик исследования рассматривается в этих областях знания как приоритетное занятие. (В нашем случае имеется, однако, существенное отличие от рассмотренного примера с микроскопом: специалисты по исторической информатике, создающие новые методики и программы, как правило, являются затем участниками того или иного исследовательского проекта, в котором используется соответствующая разработка).

Десять первых ежегодных конференций Международной ассоциации «History and Computing» (АНС), совершили несколько циклов по Западной Европе и Северной Америке, состоявшись в Англии Германии, Франции, Италии, Дании, Австрии, Голландии, Канаде.

Затем их траектория сместилась на Восток. В августе 1996 г. очередная, XI Международная конференция ассоциации «History and Computing» впервые проходила в Восточной Европе. На этот раз организаторами крупного международного форума, привлекшего 150 специалистов по исторической информатике из 22-х стран Европы, Америки, Азии, явилась ассоциация стран СНГ «История и компьютер» (АИК) и Московский государственных университет им. М.В.Ломоносова. Выбор места и времени проведения XI Международной конференции не был случайным. После четырех лет своего существования АИК показала на деле, что в странах СНГ достигнут достаточно высокий уровень исторической информатики, АИК стала третьей по численности «ветвью» АНС и первой по объему ежегодных публикаций. В России и других странах СНГ сформировалось более десятка научных центров, активно применяющих методы и технологии исторической информатики в исторических исследованиях и образовании студентов-историков (Бородкин Л.И. XI Международная конференция «History and Computing»: новый этап в развитии исторической информатики // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 1996. №19. С. 4 –14.).

Московская встреча дала материал для анализа тенденций развития исторической информатики в последнем пятилетии ХХ века. Обобщение результатов, представленных в 110 докладах, состоявшихся на 20 секциях конференции АНС требует немало времени. В следующем параграфе мы сфокусируем внимание на нескольких наиболее существенных чертах современного развития этой динамичной междисциплинарной области через призму основных ее дискуссий.

Интеграция национальных ассоциаций восточноевропейских стран в рамках Международной ассоциации «History and Computing» является наиболее существенной чертой в деятельности этого международного профессионального сообщества в последнем пятилетии.

В международном проекте, координируемом М.Таллером, участвуют исследовательские группы из шести университетов стран СНГ: Алтайского, Бакинского, Белорусского, Днепропетровского, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Цель проекта – содействие развитию работ по исторической информатике в названных центрах; в Баку создаются базы данных по демографическим источникам советского периода, в Днепропетровске ведется работа по сканированию, распознаванию и разработке полнотекстовой базы данных по источникам о функционировании земства во второй половине XIX-начале ХХ вв., в Минске идет освоение современных средств мультимедиа для создания обучающих программ по историческим дисциплинам, в Барнауле сделан акцент на компьютерном картографировании – проводится оцифровка исторических карт Сибири и Российской империи, в Москве создается специализированное программное обеспечение, совместимое с KLEIO, в Санкт-Петербурге сканируются и записываются на оптические диски CD-ROM архивные материалы по крестьянской реформе 1861 г. Цели проекта предусматривают, что по его завершении произведенные электронные ресурсы поступят в широкое пользование. АНС инициировала в последние годы ряд международных проектов по исторической информатике, в которых участвуют западно- и восточноевропейские исследовательские группы (Бородкин Л.И. XI Международная конференция «History and Computing»: новый этап в развитии исторической информатики. С. 5.).

Тематика секций XI конференции АНС выявила еще раз наличие двух основных линий развития исторической информатики – прикладной и аналитической. Это разделение в известной мере условно, однако оно отражает различные акценты в деятельности данного научного сообщества.

Первая линия была представлена целым рядом секций, на которых обсуждались проблемы информатизации архивов и музеев, создания банков машиночитаемых исторических данных, дигитализации (оцифровки) изображений и исторических карт. Эти проблемы были в центре внимания 11 секций, включавших более 50 докладов (Там же. С. 6.).

Не менее существенной в структуре конференции была вторая линия, связанная с использованием новых методов и компьютерных технологий в исследованиях по экономической и социальной истории, в исторической демографии и истории крестьянского хозяйства. Здесь доминировал проблемно-ориентированный подход. Наличие в структуре конференции АНС этих секций имело целью укрепить связь между методами и технологиями, с одной стороны, и содержательными задачами исторических исследований – с другой. Докладчики в этих секциях уделили большое внимание постановке задачи, интерпретации результатов количественного анализа источников (Там же. С. 11.).

Московская конференция показала, что историческая информатика прошла стадию становления и находится в процессе дифференциации сложившихся направлений и – в то же время – интеграции различных подходов и национальных школ. Будущее этой междисциплинарной области связано с интеграцией ее прикладной и теоретической компонент, с развитием новых информационных технологий и аналитических методов, с сочетанием компьютерного источниковедения и конкретно-исторических исследований, проводимых с помощью новых методов и технологий, а также с разработками на стыке исторического образования и информатики. Этот процесс, по-видимому, будет сопровождаться, с одной стороны, дифференциацией научного сообщества АНС (связанной с дальнейшей специализацией ученых в той или иной активно развивающейся области информационных технологий или моделей), а с другой – установлением прочных мостов, соединяющих различные направления исторической информатики в цельную дисциплину, которой, возможно, предстоит в XXI в. стать «новым языком исторической науки» (Там же. С. 13.).